Краткая выжимка из книги С.В. Иванова "Испанские галеоны 1520-1690"

Галеон «Nuestra Senora de Atocha», 1622 г.

Кликабельная картинка здесь

http://s6.uploads.ru/6hfsp.jpg

1. Бушприт. 2. Шпринтовый парус. 3. Нос. 4. Койка юнг. 5. Нос. 6. Опора бушприта. 7. Кладовка боцмана. 8. Степс фок-мачты. 9. Камбуз (один из двух). 10. Очаг, выложенный кирпичом. 11. Зольник с песочной прослойкой. 12. Носовой трюм. 13. Кладовая. 14. Хранилище хлеба и сушеного провианта. 15. Крюйт-камера. 16. Солдатские койки. 17. Хранилище воды. 18. Главный насос. 19. Балласт. 20. Койки матросов. 21. Хранилище ценностей. 22. Орудийная палуба. 23. Сундуки с серебряными песо. 24. Серебряные слитки. 25. Медные слитки. 26. Частное имущество. 27. Пушечный порт. 28. Румпель. 29. Ронда. 30. Каюта мастера. 31. Средняя кулеврина. 32. Кормовой орудийный порт. 33. Капитанская каюта. 34. Штурманская каюта. 35. Корабельный фонарь. 36. Каюта казначея. 37. Бизань-мачта. 38. Каюты пассажиров. 39. Место рулевого. 40. Румпельный шток. 41. Нактоуз. 42. Берсо. 43. Кулеврина. 44. Грот-мачта. 45. Корабельный колокол. 46. Канон. 47. Шкафут. 48. Койки неопытных матросов. 49. Фок-мачта. 50. Арсенал. 51. Полубак. 52. Сакре. 53. Латинская бизань. 54. Королевский флаг. 55. Мире. 56. Государственный флаг. 57. Грот-марсель. 58. Адмиральский флаг. 59. Фок- марсель. 60. Фок. 61. Нос. 62. Главный якорь. 63. Грот.

Конструкция

Испанский галеон представлял из себя корабль с высокими бортами и очень высоким ютом (обычно имевшей два или больше уровней), низким баком, плоской кормой, выступающим вперед носом и непрерывной пушечной палубой. Борта корпуса имели выраженный завал внутрь в верхней части. Этот завал продолжался и на корме. Галеон обладал изящными обводами, особенно тонкими на корме, контрастирующими с туповатым носом и удлиненный корпус (отношение длины к ширине 1:4).Основным изменением на протяжении времени был размер галеона. К 1570 г. водоизмещение среднего галеона превысило 500 тонн, а ко времени создания Непобедимой Армады в 1588 г. в составе испанского флота имелись три галеона водоизмещением около 1000 испанских тонн и восемь — водоизмещением около 800 тонн. После катастрофы 1588 г. в Испании провели переоценку гигантских кораблей, после чего водоизмещение среднего галеона уменьшилось до 500 тонн и оставалось таковым вплоть до конца «эры галеонов», то есть до середины XVII века. Одновременно изменилась структура доходов, поступающих в Испанию из Нового Света. Ценности теперь перевозили государственные корабли, доля частных купцов сократилась. Это давало возможность правительственным чиновником полнее контролировать ценности, доставляемые из Америки. Когда на трон взошел король Филипп III (период правления 1598–1621), то первым делом новый король запретил частным кораблям перевозить ценности под страхом тюремного заключения и крупного штрафа. Таким образом, казна получала 20 % от всех ценностей, добытых в Америке, а также 20 % от всех частных богатств, доставленных в Испанию. Так как король монополизировал трансатлантическое судоходство, оно превратилось в настоящее золотое дно для казны. Кроме жемчуга и изумрудов, груз конвоев на 80 % составляло серебро и на 20 % золото. Серебро транспортировалось в виде слитков, пятая часть серебра доставлялась в виде монет. Золотые монеты в Америке начали чеканить только в 1622 году, поэтому галеоны возили только золотые слитки. Все эти богатства перевозились в трюмах королевских галеонов. Галеоны, предназначенные для транспортировки сокровищ, обычно были меньше размером и слабее вооружены по сравнению с теми, что патрулировали воды в Европе. Увеличить полезную нагрузку за счет вооружения стало возможным также благодаря тому, что в период с 1595 по 1620 г. в водах Испанской Америки царило относительное спокойствие.
Тем временем в Англии появились скоростные галеоны, имевшие более прилизанные обводы. Испанцы постепенно осваивали новинки европейского кораблестроения. К началу XVII в. в Европе наметилась тенденция к уменьшению размеров юта, но испанцы продолжали строить корабли с гигантскими ютами вплоть до 1630-х гг., и даже еще позже. Частично, это было связано с тем, что на испанских кораблях часто присутствовали отряды пехоты. Великолепные рисунки середины XVII в. свидетельствуют о том, что испанские галеоны оставались практически теми же, что и прежде, тогда как голландские и английские галеоны постепенно развивались в новый тип кораблей — линейные корабли. Лишь в 1648 году испанские корабелы начали копировать североевропейский дизайн, что ознаменовало конец эры галеонов.
Орудийная палуба использовалась как платформа для мощной батареи, а высокий ют давал преимущество при абордаже. Под орудийной палубой находился вместительный трюм, тогда как в высокой надстройке было достаточно места для размещения пассажиров или отряда солдат.
Типичный галеон имел бушприт, фок-мачту, грот-мачту и бизань-мачту. На мачтах стояло прямое парусное вооружение. Самые большие галеоны водоизмещением более 800 испанских тонн, могли нести вторую бизань, так называемую бонавентура-бизань. На бушприте стоял прямоугольный шпринтовый парус, тогда как на фок- и грот-мачте стояло по три прямых паруса: грот (фок), марсель и брамсель. На бизани стоял косой парус, если имелась бонавентура-бизань, то косой парус стоял и на ней. Такое парусное вооружение просуществовало без серьезных изменений вплоть до середины XVII в.

Кораблестроение

Галеоны обычно строили на частных верфях, работавших по контракту с испанским правительством. Известно, например, предприятие Мартина де Араны, мелкого дворянина из Бискайи, который в 1625 году предлагал испанской короне свои услуги по строительству кораблей. Кораблестроители получали плату за свою работу в три или четыре транша. Чаще всего выплаты производились во время подписания контракта, после завершения строительства каркаса, а также по завершению работ. Огромное количество судебных дел, лежащих в архивах, свидетельствует о том, что получить деньги за работу было непростым делом. Королевские чиновники следили за каждой фазой работ и проверяли все детали корабля на предмет соответствия их королевским указам. Разумеется, здесь было где разгуляться коррупции, поэтому король и первые чиновники время от времени лично проводили аудит, удостоверяясь в том, что принимаемые корабли полностью удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Во время работ подрядчик за свой счет приобретал необходимые материалы и оплачивал работу мастеров, получая позднее полную компенсацию от казны. Но в целом кораблестроитель не оставался в накладе, особенно после принятия специальной программы поощрения, о которой мы уже говорили выше.
Корона получала готовый корабль и дальше самостоятельно доукомплектовывала корабль всем тем, что не определялось в контракте. В числе прочего государство оснащало корабль артиллерией, навигационными инструментами, фонарями, шлюпкой (которую обычно буксировали за кормой, или держали подвешенной на шкафуте), а также множеством друг их деталей. Наконец, галеон украшался. Обычно на плоской корме изображался святой, в честь которого был назван корабль. Корма, нос, носовая фигура и другие детали золотились, если то позволяли средства.
Внутренние помещения корабля не окрашивались, тогда как верхнюю часть надводного борта обычно красили полосами разного цвета. Обычными цветами были черный и охра, но встречались также желтый, красный, синий и иногда белый. Флаги поднимали на всех мачтах. Обязательно поднимали королевский флаг, далее флаг флота, к которому принадлежал корабль, или флаг конкретного командующего флотом. Наконец, на корабль погружали запасы провианта. Окончательное оснащение корабля могло тянуться недели и даже месяцы. После этого корабль был полностью готов к походу и бою.
Название корабельных палуб на галеонах следовала средневековой традиции крепостей. Термины трюм (bodega) и нижняя или орудийная палуба (primera cubierta) перешли на галеоны со старых типов испанских кораблей: нао и каравелл. Позади грот-мачты начинался ют. Ют назывался  «палаткой», поскольку на старых кораблях на корме обычно находился тент. Другим названием юта было «крепость». В верхней части юта находилась каюта, которую называли «палаточка». Ниже от шкафута и до кормы находилось отделение корабля, именуемое camarote. Здесь оборудовались каюты для офицеров. В носовой части корабля находился полубак (castillo). Термины castillo и alcazar свидетельствуют о том, что испанцы строили морское сражение не от артиллерии, а от абордажа. Высокие надстройки ухудшали мореходность корабля, делая его трудно управляемым при сильных ветрах, гак как парусность корпуса приводила к тому, что корабль сносило под ветер. В то же время галеоны нельзя назвать неуклюжими кораблями, как это иногда пытаются представить. По сравнению с нао и карраками галеоны имели отменные ходовые качества. Галеоны были просто красивы. Их высокие юты, довольно бесполезные на практике, придавали кораблям внушительный вид, делая их настоящими плавающими крепостями.

Артиллерия

Вооружались галеоны за счет короны. Это означало, что правительственные чиновники вели подробнейший перечень всего вооружения, установленного на корабли: пушек, боеприпасов и принадлежностей. Даже от капитанов уцелевших в 1588 г. кораблей Непобедимой Армады потребовали отчет о расходе пороха и боеприпасов с объяснением того, почему расход оказался столь большим. Действовали законы, определявшие число и размер пушек на королевских галеонах. Пушки изготавливались на королевских орудийных мастерских. В большинстве случаев порох и ядра также делались на правительственных предприятиях. Лишь в 1633 г. корона разрешила производство пороха частными лицами. Пушки устанавливались на корабли лишь на время рейса. После прибытия галеона в порт назначения, пушки снимали на берег и отправляли в арсенал. Это была трудная процедура, но она позволяла максимально эффективно использовать имеющуюся артиллерию.Испанцы применяли орудия нескольких основных типов: каноны (canones), кулеврины (culebrinas), пушки, стреляющие каменными ядрами (pedreros), кованные пушки (bombardettas) и вертлюжные пушки (versos). Наиболее крупными и тяжелыми были каноны (canones). Они имели стволы меньшей относительной длины по сравнению с кулевринами. Кулеврины в свою очередь подразделялись на собственно кулеврины и более мелкие средние кулеврины (medio culebrinas). И те, и другие были длиннее и легче пушек, и даже крупнее canones de batir. Педреро — пушки, стреляющие каменными ядрами, — встречались очень редко уже к концу XVI в., себестоимость изготовления каменных ядер становилась слишком велика. Педреро были оружием ближнего боя, они имели короткий ствол и небольшую пороховую камеру. Их использовали для поражения живой силы противника на короткой дистанции. Хотя педреро встречались вплоть до 1620-х гг., их давно считали устаревшим типом оружия. Бомбардетты имели кованные казенники. Впервые они появились на испанских кораблях около 1400 г. Их дальнобойность была гораздо меньше, чем у литых пушек того же калибра, что объяснялось прорывом пороховых газов из казенника. Бомбардетты продолжали использовать вплоть до конца XVI в., но с королевских галеонов они исчезли в 1570-х гг. В большинстве инвентарных перечней 1580-х гг. бомбардетты числятся с пометкой «устаревшее оружие. Наконец, вертлюжные берсо (verso) представляли собой короткоствольное оружие ближнего боя. Берсо устанавливались на вертлюжных станках в отверстиях на бортовых поручнях. Они могли быть разного размера и типа, но чаще всего берсо стреляли фунтовым ядром. Встречались более крупные полуторафунтовые «двойные берсо» (verso doble), а также 2,5-фунтовые эсмерилы (esmeril). Все виды берсо были казнозарядными, благодаря чему отличались высокой практической скорострельностью. Берсо могли вести огонь ядрами и картечью.ольшинство источников, описывающих состав Непобедимой Армады, сообщают нам, что 22 галеона, участвовавших в походе 1588 г., имели разные размеры и водоизмещение. Восемь из них были водоизмещением от 500 до 600 испанских тонн и несли по 24 пушки. Восемь имели водоизмещение от 700 до 850 испанских тонн, их вооружение составляло от 30 до 40 пушек. Три галеона — гиганты водоизмещением более 1000 испанских тонн — несли по 50 пушек. Кроме того, три малых галеона водоизмещением от 250 до 350 испанских тонн имели вооружение по 20–24 пушек. В приведенные числа входят вообще все орудийные стволы, стоявшие на борту корабля, до двойных берсо включительно. В большинстве случаев простые берсо не считались за пушки, так как минимальным орудийным калибром был фальконет (falcon или falconeta) — 1–1,25 фунта. Если учесть, что вертлюжные двойные берсо составляли примерно четверть от всего корабельного вооружения, то каждый 500-тонный галеон нес примерно по 18 тяжелых пушек, а более крупный 750- тонный галеон — по 24–30 пушек.

Организация на борту испанского галеона

На протяжении описываемого периода галеоны были основными кораблями испанского флота. Численность экипажей галеонов определялась установленным штатным расписанием. В мирное время один член экипажа приходился на каждую тонну водоизмещения, а в военное время численность экипажа повышалась в полтора раза. Кроме того, на численность экипажа заметное влияние оказывали финансовые возможности государства. Случалось, что из-за нехватки средств численность экипажа не дотягивала и до половины численности мирного времени. В 1550 г. галеоны и торговые суда комплектовались экипажами из расчета один человек на 5,5 тонны водоизмещения, правда, при этом на борту кораблей присутствовали отряды солдат, которые частично компенсировали малочисленность экипажей. В 1629 году применялась схема один матрос на 6,25 тонны плюс один солдат на 4 тонны. Разумеется, в военное время численность экипажей увеличивалась. Галеоны часто использовались для транспортировки войск в Атлантике и к побережью испанских Нидерландов. В 1601 и 1613 гг. на кораблях Armada de la Guardia было по 90-100 матросов, не считая солдат. Соотношение между моряками и солдатами, артиллеристами и слугами за эти двенадцать лет изменилось (возросла доля моряков). Известны списки членов экипажей. Типичный 500-тонный галеон и начале XVII века управлялся экипажем, в среднем состоящем из 15 офицеров, 26 матросов, 19 курсантов. 10 слуг и 21 канонира-итого 91 человек, 1 член экипажа на 5,5 тонны водоизмещения. При этом на борту галеона находился отряд солдат численностью 125 человек. Итого на борту находилось 216 человек, не считая сверхштатных рабочих, пассажиров или транзитных солдат. Приведенные выше цифры почерпнуты из оригинального списка экипажа. На практике численность солдат на борту могла колебаться в пределах 25 %, в зависимости от поставленной задачи. Тем не менее, число солдат на борту испанских кораблей оставалась удивительно высокой.

Главным офицером на галеоне был капитан (capitan). На протяжении XVI–XVII вв. встречались два разных типа капитанов. Морской капитан (capitan de mar) был профессиональным моряком, но не имел власти над солдатами, находящимися на борту. Но такие капитаны встречались не часто. Обычно первым офицером на корабле был солдатский капитан (capitan de guerra), который не имел понятия об управлении кораблем, поэтому пользовался услугами мастера- судоводителя (об этой должности будет рассказано ниже). Если в других странах на кораблях действовал принцип единоначалия, то испанцы продолжали практиковать разделение власти вплоть до конца XVII века. Встречались также универсальные капитаны (capitan de mar у guerra), имевшие опыт как морских, гак и сухопутных операций. Но, как уже было сказано, чаще всего кораблем командовал сухопутный командир, действия которого носили скорее бюрократический, нежели практический характер.
Мастер (maestre) был фактическим хозяином на корабле, решая все практические задачи, оставляя административные задачи капитану. Хуан Эскаланте описывал идеального мастера такими словами: «опытный моряк… имеющий хорошую репутацию и пользующийся доверием». Эскаланте сравнивал мастера на корабле с пчелиной королевой в улье. В отличие от других офицеров, назначавшихся только на время плавания, мастер обычно постоянно служил на одном и том же корабле. Мастер отвечал за навигацию, следил за состоянием припасов, контролировал состояние древесины корабля. На протяжении XVII в. роль мастера принимала все более административный характер, а практические вопросы переходили в ведение первого лейтенанта (alferez de mar). Следующим в иерархической лестнице стоял штурман (piloto), отвечавший за навигацию. В составе эскадры один из штурманов считался главным (piloto mayor). Главный штурман определял курс всей эскадры, Штурманов не следует путать с лоцманами, которые поднимались на борт корабля, чтобы провести его в прибрежных водах. Например, лоцманы водили корабли по Гвадалквивиру от Севильи до моря. За штурманом шел боцман (contramaestre). Боцман был первым помощником мастера, в круг его обязан ностей входило следить за ходом погрузки товаров на корабль, за состоянием парусов и такелажа, а также он обеспечивал плавность хода корабля. Боцману помогал боцманмат (guardian), который дополнительно следил за пожарной безопасностью, контролируя источники открытого огня на борту (камбуз, свечи, лампы). Другим помощником боцмана был главный стюард (despensero), следивший за хранением и расходом запасов провианта — пищи, вина и воды. Он же определял размеры рациона в случае нехватки продовольствия. Из матросов назначался alguacil de agua — помощник стюарда, отвечавший за раздачу воды. Обязанности мастера-канонира (codestable) описаны ниже.
Кроме упомянутых офицеров в состав экипажа входило несколько внештатных чиновников, которые не участвовали в управлении кораблем. На серебряных галеонах (galeones de la plata), занимавшихся перевозкой серебра из Америки, присутствовал казначей (maestre de plata), назначенный Casa Contratacion — ведомством, занимавшемся сбором налогов с доходов, полученных в Америке. Казначей регистрировал все ценности, погруженные на борт, независимо от того, государственные или частные они были, и собирал соответствующий налог. Казначею помогали писари (fiadores). Если казначей находился на флагманском корабле, то его писари распределялись между остальными кораблями эскадры. Другим чиновником на борту флагмана был инспектор (veedor), который следил за тем, чтобы на кораблях эскадры соблюдались финансовые интересы короля. На каждом галеоне присутствовал нотариус (escribano), который отмечал все перемещения грузов на борту. Наконец, на борту каждого галеона присутствовали капеллан (capellan) и судовой врач (cirjano).
Среди членов экипажа имелись отдельные специалисты. Матросы (gente de mar) делились на четыре группы: квалифицированные матросы (marineros), неопытные матросы (grumetes), юнги (pajes) и канониры (artilleros). Специалисты имели статус унтер-офицеров. Среди них выделялась группа ремесленников: плотник, водолаз, бондарь, конопатчик, а также один или несколько трубачей. Канониры имели более высокий статус, нежели матросы. Под командованием мастера-канонира канониры обслуживали пушки, а также вели из них огонь во время боя. В бою канонирам помогали простые матросы. Опытные матросы противопоставлялись неопытным, которые в большинстве своем были молодыми людьми, только обучавшимися морскому мастерству. Такое деление было обычным для эпохи парусного флота. На нижней ступеньке иерархии стояли юнги. Среди юнг встречались родственники офицеров, но чаще всего это были сироты или мальчишки, убежавшие из дома. Юнги выполняли всю вспомогательную работу: драили палубы, готовили пищу, помогали матросам. Экипаж делился на две или — реже — на три вахты, благодаря чему корабль продолжал движение и ночью. При необходимости матросов свободной вахты могли привлечь на помощь.
Солдаты имели собственную организацию. Всеми солдатами на борту кораблей эскадры командовал капитан-генерал, которому помогал военный правитель (gobemador), бывший одновременно капитаном на одном из галеонов (gobemo). На каждом галеоне пехотой командовали солдатские капитаны. Структура пехотного отряда на борту галеона повторяла структуру испанских пеших рот того времени. Капитану помогал лейтенант (alferez de guerra), который следил за дисциплиной личного состава, а также определял размещение солдат на борту. Как и в большинстве европейских армий лейтенанту подчинялись сержанты (sargento), которые следили за повседневной активностью рядовых солдат. Рота делилась на эскадроны (фактически взводы) численностью 25 человек. Каждым эскадроном командовал эскадронный командир (cabo de escuadra). Как и матросы, солдаты делились по уровню подготовленности. Опытные солдаты (soldados aventanjados) получали повышенное жалованье. Среди опытных солдат были знаменосец (abanderado), два барабанщика (tambores) и один флейтист (pifano). Наибольшее жалованье среди опытных солдат получали мушкетеры (mosqueteros) и аркебузиры (arcubuseros). Изучение списков личного состава показывает, что половина личного состава корабельной роты были вооружены полупиками или алебардами, тогда как другую половину в равных долях составляли мушкетеры и аркебузиры.

Жизнь на борту

На испанских галеонах было немного свободного места. Типичный галеон начала XVII века, построенный в 1628 г. «Nuestra Senora de los Tres Reyes» водоизмещением 450 испанских тонн, управлялся экипажем из 200 человек. Размер главной палубы составлял всего 53 на 17 codos (29,9 на 9,6 м), то есть на одного человека приходилось всего 1,4 кв. м. Конечно, для капитана и офицеров создавались сравнительно более комфортабельные условия. Капитанская каюта находилась в кормовой части верхней палубы. В капитанской каюте проживал капитан или оба капитана (морской и солдатский), если оба присутствовали на корабле. Каюта штурмана находилась в кормовой части юта, прямо над каютой капитана. Рядом со штурманской каютой находилось рулевое управление кораблем. Капеллан также жил в каюте на верхней палубе. Капитан и старшие офицеры имели некоторое собственное пространство (каюта капитана была самым просторным помещением на корабле), младшие офицеры и пассажиры имели только собственные спальные места, отгороженные ширмами или временными деревянными перегородками. Если пассажиров на корабле было много, некоторым младшим офицерам приходилось перебираться на нижнюю палубу, поскольку индивидуальное спальное место считалось большой роскошью. Если же пассажиров на борту галеона было еще больше, то за грот-мачтой на ночь сооружались временные жилые закутки из ширм, убиравшихся днем.
Солдаты и остальные члены команды теоретически размещались на нижней палубе, но многие предпочитали находиться на свежем воздухе верхней палубы. Мастер-канонир и его люди размещались в кормовой части нижней палубы, рядом с кормовыми пушками. Дальше находилось место корабельного врача. Еще дальше, между бизанью и грот-мачтой или в передней части квартердека, было место опытных матросов. Между грот- и фок-мачтой было место неопытных матросов, а юнги спали где придется.
Солдаты располагались отдельно. Им принадлежала правая сторона нижней палубы. Если погода была хорошая, солдаты выбирались на верхнюю палубу. Вместе с солдатами располагались сержанты. Если на корабле находился капитан-генерал или адмирал, ему выделялась отдельная каюта. Если на корабле плыли дополнительные солдаты, им приходилось находиться на верхней палубе и даже спать на сетках, подвешенных на уровне пояса на полубаке и полуюте.
При таком скоплении людей на ограниченном месте остро ощущались проблемы санитарии. Гальюны на корабле отсутствовали. Нужду матросы справляли с балконов на корме или носу. Если таковых приспособлений не было, для отправления нужды использовались ведра или пространство между обшивкой днища и трюмным настилом. В теплую погоду нечистоты начинали испускать такой запах, что невозможно было пройти мимо открытого трюмного люка. Эухенио де Саласар, описавший свое путешествие пассажиром на борту галеона в 1573 г., отмечал, что насосы, откачивавшие трюмную воду, «испускали пар, как в аду, и воняли, словно дьявол». Разумеется, в таких условиях заводились крысы. Отправляясь в 1622 г. из Гаваны в Испанию эскадра (в том числе галеон «Nuestra Senora de Antocha») провела чистку трюмов. Только на одном корабле удалось убить более тысячи крыс. Крысы были не только разносчиками заразы. Они поедали припасы, загрязняли питьевую воду, повреждали паруса и канаты. Галеоны часто брали на борт животных для того, чтобы иметь в походе свежее мясо. Чаще всего это были куры, свиньи, козы, иногда коровы. На галеонах в Новый Свет иногда доставлялся крупный рогатый скот и лошадей. Животные были дополнительным рассадником антисанитарии. Кроме того, их приходилось защищать от крыс. Проблему доставляли и мелкие вредители: тараканы, скорпионы, мыши и, конечно, блохи и вши. Хотя каюты и нижнюю палубу регулярно окуривали дымом, спасения от вшей и блох не было. Не спасал ни социальный статус, ни состояние. Пассажиры испытывали все трудности наравне с командой, но для них утешением было то, что с завершением плавания проблема решиться сама собой.
Когда галеон находился в открытом море, его команда жила от вахты до вахты. Время отмерялось песочными часами, расположенными у позиции рулевого. Практиковалась трехвахтенная система. Экипаж делился на три вахты, каждая из которых поочередно отстаивала четырехчасовые дежурства. Первая вахта начиналась в полночь и продолжалась до 8:00 утра. Этой вахтой командовал штурман. Утренней и дневной вахтой командовал мастер, а вечерней вахтой капитан. К XVII в. дневную вахту разделили на две «собачьи вахты», что позволило ротировать вахты. На рассвете юнги читали молитвы: «Отче наш…» (PaterNoster) и «Богородице Дево…» (Ave Maria). Молитвы читались в начале каждой вахты, а также при каждом повороте 30-минутных песочных часов. Пищу матросы принимали в течение дня.

Рацион испанского моряка

Офицеры и пассажиры имели собственные запасы провизии, тогда как рацион матросов и солдат был очень ограничен. Корабельные сухари делали из пшеничной муки (1,5 фунта или 0,7 кг на человека в сутки). Кроме того, выдавалась порция menestra — смеси нута, чечевицы, риса и бобов. Рацион дополнялся 0,5 azumbre (чуть больше литра) красного вина. Традиционно матросы также получали четыре дня в неделю вареную солонину и три дня в неделю вареную селедку. Постными днями были среда, пятница и суббота. В северных водах вместо вина иногда использовалось пиво или сидр. Мясо могли заменять сыром, в первую очередь в тех ситуациях, когда варить мясо не было возможности. Чтобы улучшить запах и вкус пищи применялось оливковое масло, уксус, лук, оливки и чеснок. Каждый готовил сам себе или объединяясь в группы. В целом испанцы меньше страдали от цинги, во многом благодаря средиземноморской диете. Цинга встречалась на испанских кораблях так редко, что даже получила название «голландской болезни». Словом, пища испанских матросов была не слишком вкусна, но достаточно питательна.

Теги: Типы парусных кораблей