Как истинный сын своего отца-плотника, лейтенант Мак-Гроу дотошно изучает историю интерьеров и мебели, ни на дюйм не отступая от канона "Black Sails". Комментарий к посту 16
К началу XVIII в. английская мебель имеет уже свои собственные стилевые черты, которые отличают ее от французской или голландской мебели. Этот стиль в Англии, как своеобразную версию английского барокко, называют стилем королевы Анны (1702-1714 гг.) и Георга I (1714-1727 гг.), ко времени правления которого относят также появление первых черт раннего английского рококо и, одновременно, становление первой фазы общего георгианского стиля (по имени королей Георгов I, II и III) английского искусства на протяжении всего XVIII в. Тем не менее, влияние на стиль английской мебели таких стран как Голландия, Франция, Китай, Италия остается в это время все еще сильным. Это был период, который предшествовал развитию стиля Георга II (1727-1760 гг.), т.н. среднего георгианского стиля или английского рококо, разновидностью которого является стиль Чиппендейла, когда английская мебель находилась под сильным влиянием Голландии, т.к. король Вильям III (предшественник королевы Анны), голландец по происхождению, покровительствовал своим соотечественникам. Благодаря ему в Англии усиленно внедрялась голландская стилистика, что наиболее характерно для стиля королевы Анны и Георгов XVIII в. Голландская мебель, в свою очередь, испытывала сильное влияние искусства Китая и своих восточных колоний. Поэтому вся мебель для сидения и комоды, которые изготовлялись в Лондоне до 1715 г., опирались на сильно изогнутые ножки, имевшие расширенную верхнюю лобовую часть, которые внизу оканчивались характерным для Китая приплюснутым утолщением или птичьей лапой, держащей шар. Такой тип ножек, которые голландцы ввели в обиход в подражание китайцам еще в конце XVII в., в Англии на протяжении более чем 50 лет становится почти единственной формой опорных частей мебели. Иногда, правда, птичья лапа заменялась на львиную или же вместо нее делался наплыв. Верхняя лобовая часть обычно украшалась резьбой, часто в виде веерообразной раковины.
В мебели для сидения стиля королевы Анны сквозные рамы высоких спинок получают изогнутые очертания, а центральная вертикальная планка (splat), идущая от обвязки сидения до верха спинки, плавно переходит в ее боковые стойки. В этом стиле центральная планка спинки, ее средник – splat – имеет форму высокой вазы с изящно изогнутыми боками и украшается маркетри, а верхняя часть – резьбой в виде аканта или раковины. Локотники кресел разворачиваются наружу, имеют плавные линии и, часто, заканчиваются львиными или орлиными головами. В это время появляются вкладные, обитые тканью или кожей, сиденья. Проножки, как правило, продолжают делаться. Получает развитие не менее характерный тип т.н. крылатого кресла, которое имеет сплошную обивку не только сиденья и спинки, но и высоких локотников, напоминающих подобие крыльев. Такое кресло олицетворяет заботу англичан об удобстве обстановки своего дома, что впоследствии стало обозначаться вошедшим во многие языки мира словом комфорт. В это время типичные английские двухъярусные шкафы имеют строгие и рациональные формы с гладкой поверхностью ореховых филенок, обнесенных профилированными рамками. Большой популярностью пользуется складной, весьма рациональной конструкции стол с опускающимися полами столешницы и точёными витыми ножками. Такие столы в сложенном виде компактно размещались вдоль стены. От Голландии пришла мода на светлое маркетри. В отличие от Франции английские мебельщики оставляют без покраски или росписи чистую фактуру дерева, лишь покрывая его воском. Позолота применялась крайне редко. Иногда золотились только резные украшения, которые, в отличие от французских образцов, выполнялись на строго определенных местах мебельного объекта.
Английская мебель стиля королевы Анны и Георгов делается преимущественно из ореха, а также из дуба и бука. Мебель этого стиля можно подразделить на две группы. Первая – мебельные объекты, выполненные из ореха и дуба, часто покрытого фанерой. Другая – мебельные объекты, выполненные из дуба, простых прямолинейных форм, как бы упрощающих формы мебели первой группы. Считается, что такая мебель предназначалась для менее богатых слоёв населения.
********************************
Ближе к середине XVIII в. возникает тесная связь английских мебельных мастеров и архитекторов, что нашло отражение в композиционном построении мебельных объектов и их декорировании, изготовлявшихся согласно тем стилям и направлениям, которым следовала английская архитектура того времени: античности, классицизму, экзотике (в первую очередь, китайщине), палладианству и готике. Например, т.н. новогреческому стилю, в котором сливались в единое целое французские, итальянские и помпейские мотивы. На стиль английской мебели этого времени сильное влияние оказывают французская мебель рококо, привозная китайская мебель и местная готическая. От китайской мебели заимствуются угловатые сухие контуры, решетчатые панно, ажурные резные перекладины, изогнутые ножки с утолщением вверху и внизу, где их нижний конец выполняется в виде птичьей лапы, зажавшей шар (уже известный ранее англичанам мотив декорирования опорных частей мебели по голландским образцам). От французской мебели заимствуются отдельные конструктивные и формообразующие приемы и декоративные элементы рококо. От готической мебели берутся мотивы оконных переплетов, стрельчатых аркад и других элементов декора, перенятых, в свою очередь, от готической архитектуры. В английской мебели, в ее формах и орнаментике достаточно удачно сочетаются элементы французского рокайля, готики и китайщины, которые, однако, не нарушают классические пропорции общей композиции мебельного объекта. Даже декор рококо здесь весьма сдержан, не имеет французской сложности и запутанности и не нарушает симметрии.
Эти стилевые мотивы и общие принципы сложения форм позволили Т. Чиппендейлу (1718–1779 гг.) в первой половине XVIII в. создать свой стиль. С его именем связывают активное использование при создании мебельных объектов красного дерева или, как тогда говорили, махагони, которое с 1725 г. начали весьма активно завозить в Англию.
С началом применения красного дерева и образуется тот новый стиль английской мебели, который впоследствии был назван стиль Чиппендейла. Именно Англии принадлежит заслуга введения в мебельное производство этого нового красивого и прочного материала, мебельные объекты из которого были модны во всех странах Европы почти двести последних лет.
Красивая текстура дерева (рисунок его струй), эффект шелковистой полированной поверхности, цвет, прочность изделия, выполненного из этого материала, вызвали всеобщее восхищение. Предполагается, что первые партии такого дерева завозились с о. Ямайка, поэтому в те времена красное дерево еще называли ямайским деревом. В дальнейшем стали применять красное дерево, которое росло на Кубе, в Гондурасе, Бразилии и др. странах и отличалось от ямайского цветовыми оттенками и текстурой. Красота новой древесины и её высокая стоимость привели к тому, что из неё стали изготавливать фанеру и покрывать ею плоскости шкафов, комодов, столов и др.
[nic]Джеймс Мак-Гроу[/nic]
[sta]Лейтенант королевского флота[/sta]
[ava]http://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2016/07/7048bebadef8b37f379dc6f812c3a1a0.png[/ava]